Профилактика гриппа у детей школьников

Профилактика гриппа у детей школьников thumbnail

Профилактика гриппа у детей школьников

Что такое грипп?

Грипп – это острая вирусная инфекция дыхательных путей, характеризующаяся поражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей, лихорадкой, интоксикацией, а также нарушением деятельности сердечно – сосудистой и нервной систем.

Грипп – одно из самых тяжелых и распространенных вирусных заболеваний зимнего сезона.

Дети особенно уязвимы к гриппу. Причина – недостаточно сформированный иммунитет. Дети с большей вероятностью рискуют получить осложнения инфекции. Грипп у детей может иметь тяжелое течение. Вызывает инфекцию вирус гриппа. Различают три серологических типа вируса гриппа – А, В и С.

Распространение вируса в организованных коллективах происходит стремительно.

Вирус гриппа часто передается от ребенка к ребенку при чихании или кашле.

Существует вероятность контактной передачи вируса через предметы обихода, детские игрушки, посуду, белье. Вирус способен выживать в течение 2 часов на столешницах, столах, дверных ручках, а также ручках и карандашах. Дети часто касаются поверхностей, а затем рта, носа или глаз.

Заболевший гриппом наиболее заразен за 24 часа до появления симптомов и в первые дни заболевания.

Ребенок с большей вероятностью рискует заразиться, если:

  • он находится среди людей, зараженных гриппом;

  • не была проведена вакцинация против гриппа;

  • пренебрегает правилами личной гигиены, в частности мытьем рук.

Каковы симптомы гриппа у детей?

Симптомы гриппа у детей не отличаются от симптомов заболевания у взрослых, но дети младшего возраста особенно подвержены раннему молниеносному развитию осложнений инфекции. Наиболее часто у них диагностируют пневмонию, которая может развиться в первые дни болезни.

Острейшее начало: заболевание начинается остро с лихорадки, которая может достигать 40,5°C. Также среди симптомов:

  • ломота в теле;

  • головная боль;

  • боль в горле;

  • выраженный синдром интоксикации (вялость, слабость, недомогание и др.);

  • заложенность носа, сухость слизистых оболочек, незначительный ринит, сухой кашель, покраснение глаз, боль в глазах.

В некоторых случаях у ребенка могут быть такие симптомы, как тошнота, рвота, диарея.

Во время гриппа возможно обострение сопутствующих заболеваний.

Среди осложнений гриппа наиболее часто встречается пневмония, нередко приводящая к летальному исходу.

Лечение гриппа у детей проводится под контролем педиатра, возможно потребуется госпитализация.

Госпитализация в обязательном порядке проводится в случае тяжелого течения гриппа, среднетяжелого течения с развитием осложнений, а также, если заболевший – новорожденный.

В каком случае необходимо вызвать скорую?

  • нарастающая одышка;

  • синюшность кожных покровов;

  • спутанность сознания или возбуждение, судороги;

  • повторная рвота;

  • уменьшение мочеотделения;

  • сохранение или увеличение цифр лихорадки более 5 дней.

Как уберечь ребенка от заражения гриппом?

Лучший способ предотвратить грипп – это ежегодно делать прививку от гриппа. Вакцинация против гриппа проводится в предэпидемический период – до подъема уровня заболеваемости.

В организованных коллективах – детских садах и школах в период подъема заболеваемости проводится утренний фильтр, врач или медицинская сестра проводит осмотр детей с целью выявления заболевших.

Меры профилактики гриппа в разгар эпидемии:

  • после каждой поездки в общественном транспорте необходимо тщательно вымыть руки. Если возможности вымыть руки нет – рекомендуется иметь при себе антибактериальные влажные салфетки или антибактериальный гель;

  • не следует прикасаться грязными руками к лицу, слизистым оболочкам рта, носа;

  • избегайте мест скопления людей;

  • если ребенок заболел, во время ухода за ним используйте медицинскую маску;

  • если Ваш ребенок заболел, оставьте его дома. Это не только снизит риск распространения инфекции, но и уменьшит вероятность развития осложнений, в том числе опасных для жизни.

Профилактика гриппа у детей школьников

Источник

Ïðè ïîäãîòîâêå ê ýïèäåìè÷åñêîìó ñåçîíó ïî ãðèïïó è ÎÐÂÈ íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:

1.                          Ïðèíÿòü  ìåðû  ïî  ïîäãîòîâêå  îáðàçîâàòåëüíûõ  îðãàíèçàöèé ê  ðàáîòå â îñåííå-çèìíèé ïåðèîä, îáðàòèâ îñîáîå âíèìàíèå:

íà ðàáîòó âåíòèëÿöèîííûõ ñèñòåì;

íà óñëîâèÿ ñîáëþäåíèÿ îïòèìàëüíîãî òåïëîâîãî ðåæèìà, ðåæèìà ïðîâåòðèâàíèÿ ïîìåùåíèé;

íà íàëè÷èå íåîáõîäèìîãî îáîðóäîâàíèÿ è ðàñõîäíûõ ìàòåðèàëîâ -òåðìîìåòðîâ, ïåðåíîñíûõ áàêòåðèöèäíûõ ëàìï, äåçèíôåêöèîííûõ ñðåäñòâ ñ âèðóëèöèäíîé àêòèâíîñòüþ äëÿ îáðàáîòêè ïîìåùåíèé è ïîâåðõíîñòåé (ïàðò, êëàâèàòóðû êîìïüþòåðîâ è.ò.ï.);

íà íàëè÷èå ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû îðãàíîâ äûõàíèÿ äëÿ ñîòðóäíèêîâ, ïåð÷àòîê, ìîþùèõ è äåçèíôåêöèîííûõ ñðåäñòâ äëÿ ðóê â äîçàòîðàõ, çàïàñ áóìàæíûõ ñàëôåòîê;

íà îðãàíèçàöèþ äëÿ øêîëüíèêîâ ãðóïïû ïðîäëåííîãî äíÿ ñóøèëüíûõ øêàôîâ äëÿ ïðîñóøèâàíèÿ îäåæäû ïîñëå ïðîãóëêè;

íà íàëè÷èå ìåäèöèíñêîãî èçîëÿòîðà äëÿ âðåìåííîé èçîëÿöèè äåòåé ñ ïðèçíàêàìè ÎÐÂÈ ñ ñàíóçëîì.

2.      Îáåñïå÷èòü ïðîâåäåíèå èììóíèçàöèè ïðîòèâ ãðèïïà ñîòðóäíèêîâ îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèé.

3.      Ðàçðàáîòàòü  ãðàôèêè è ïîðÿäêè ïðîâåòðèâàíèÿ,  âëàæíîé óáîðêè è îáåççàðàæèâàíèÿ áàêòåðèöèäíûìè îáëó÷àòåëÿìè    ïîìåùåíèé øêîëû (êëàññîâ, êîðèäîðîâ, ñàíóçëîâ, ñòîëîâîé è äð.) íà ïåðèîä   ðîñòà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ.

4.              Îðãàíèçîâàòü   îáó÷åíèå   ïåðñîíàëà   îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ   îðãàíèçàöèé ìåðàì  ëè÷íîé ïðîôèëàêòèêè ãðèïïà è ÎÐÂÈ è ìåðàì ïðîôèëàêòèêè ÎÐÂÈ ñðåäè äåòåé.

Îáó÷èòü ïåäàãîãè÷åñêèé ñîñòàâ ìåðàì ïî âûÿâëåíèþ â ïðîöåññå çàíÿòèé äåòåé ñ ïðèçíàêàìè ãðèïïà è ÎÐÂÈ, îáåñïå÷èòü ó÷èòåëåé èíñòðóêöèÿìè ïî ìåðàì èçîëÿöèè è èíôîðìèðîâàíèþ ðîäèòåëåé.

5.  Îáó÷èòü êëèíèíãîâûé ïåðñîíàë   ïðèíöèïàì óáîðêè ïîìåùåíèé â ïåðèîä ðîñòà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ (ïðîâåòðèâàíèå, îáðàáîòêà ïîâåðõíîñòåé, â  òîì  ÷èñëå  ïàðò,  äâåðíûõ ðó÷åê,  ïåðèë     äåçèíôåêòàíòàìè  ñ  âèðóëèöèäíîé àêòèâíîñòüþ,  îáðàáîòêà  áàêòåðèöèäíûìè  îáëó÷àòåëÿìè),   îïðåäåëèòü  êðàòíîñòü óáîðêè ñàíóçëîâ ñ îáðàáîòêîé êðàíîâ è ðàêîâèí.

Ïðîâåñòè îáó÷åíèå êëèíèíãîâîãî ïåðñîíàëà ìåðàì ëè÷íîé ïðîôèëàêòèêè ãðèïïà è ÎÐÂÈ.

Ïðè èñïîëüçîâàíèè äëÿ óáîðêè ñîòðóäíèêîâ êëèíèíãîâûõ êîìïàíèé íå ðåêîìåíäóåòñÿ äîïóñêàòü ê ðàáîòå â äåòñêèõ îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèÿõ ëèö, íå ïðèâèòûõ ïðîòèâ ãðèïïà è êîðè.

Îáåñïå÷èòü êëèíèíãîâûé ïåðñîíàë ñàíèòàðíî-çàùèòíîé îäåæäîé, ìîþùèìè è äåçèíôèöèðóþùèìè ñðåäñòâàìè, èíñòðóêöèÿìè ïî óáîðêå ïîìåùåíèé.

6.     Îðãàíèçîâàòü ðàáîòó «óòðåííèõ ôèëüòðîâ», ïðîðàáîòàòü ñõåìû èçîëÿöèè äåòåé ñ ïðèçíàêàìè ÎÐÂÈ, âûÿâëåííûìè ïîñðåäñòâîì «óòðåííèõ ôèëüòðîâ».

7.     Îáåñïå÷èòü â ñàíóçëàõ äëÿ äåòåé è ñîòðóäíèêîâ áåñïåðåáîéíîå íàëè÷èå ìûëà â äîçàòîðàõ, äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ äëÿ ðóê â äîçàòîðàõ (èëè ñàëôåòêè), íàëè÷èå ýëåêòðîïîëîòåíåö (èëè ðóëîííûõ ïîëîòåíåö), íàëè÷èå ïëàêàòîâ ñ ïðàâèëàìè ìûòüÿ ðóê.

8.  Çàãîòîâèòü íàãëÿäíûå èíôîðìàöèîííûå ìàòåðèàëû ïî ïðîôèëàêòèêå ãðèïïà
è ÎÐÂÈ äëÿ ðîäèòåëåé, øêîëüíèêîâ è ñîòðóäíèêîâ øêîëû.

9.  Ïðîâåñòè îáó÷àþùèå çàíÿòèÿ ñî øêîëüíèêàìè è áåñåäû ñ ðîäèòåëÿìè ïî ìåðàì ïðîôèëàêòèêè ãðèïïà:

î ïðåèìóùåñòâàõ âàêöèíàöèè ïðîòèâ ãðèïïà;

î íåîáõîäèìîñòè çàùèùàòü îðãàíû äûõàíèÿ ïðè ïîñåùåíèè îáùåñòâåííûõ ìåñò â ïåðèîä ðîñòà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ, à òàêæå â ñëó÷àå íàëè÷èÿ ñèìïòîìîâ ÎÐÂÈ (êàøåëü, íàñìîðê), î ïðàâèëàõ íîøåíèÿ ìåäèöèíñêîé ìàñêè;

î ñîáëþäåíèè ãèãèåíû ðóê – ìûòü ðóêè ñ ìûëîì ïî âîçâðàùåíèè äîìîé, ïåðåä åäîé, ïîñëå ïîñåùåíèÿ òóàëåòà, ïîñëå èãðû ñ æèâîòíûìè; ïðè íàñìîðêå è êàøëå ÷àùå ìûòü ðóêè;

ïðè ïîåçäêå â îáùåñòâåííîì òðàíñïîðòå íå ñíèìàòü âàðåæêè (ïåð÷àòêè) è íå òðîãàòü ëèöî;

î âîçäåðæàíèè îò âñòðå÷ ñ äðóçüÿìè ïðè ïîÿâëåíèè ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ (ïîÿâëåíèå êàøëÿ, íàñìîðêà, ãîëîâíîé áîëè, ñëàáîñòè, òåìïåðàòóðû);

îá èñïîëüçîâàíèè îäíîðàçîâûõ ñàëôåòîê ïðè êàøëå, ÷èõàíèè (ïðèêðûâàòü ðîò è íîñ îäíîðàçîâûìè ñàëôåòêàìè, êîòîðûå ïîòîì íàäî âûáðîñèòü èëè ïîëîæèòü â ïîëèýòèëåíîâûé ìåøîê, à ðóêè ïîìûòü ñ ìûëîì èëè îáðàáîòàòü âëàæíûìè ñàëôåòêàìè; ñìîðêàòüñÿ íóæíî â îäíîðàçîâûå ñàëôåòêè, ïîñëå ÷åãî èõ íåîáõîäèìî âûáðîñèòü è îáðàáîòàòü ðóêè ñ ìûëîì);

Читайте также:  Вакцинация против гриппа военнослужащих

î íåîáõîäèìîñòè îäåâàòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîãîäíûìè óñëîâèÿìè; ïðè ïîñåùåíèè ãðóïïû ïðîäëåííîãî äíÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðåäóñìîòðåòü ñìåííûå âåùè;

íå ïîñåùàòü ñ äåòüìè ìàññîâûõ ìåðîïðèÿòèé â ïîìåùåíèÿõ ïðè ïîäúåìå çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ, ïîñòàðàòüñÿ âîçäåðæèâàòüñÿ îò ïîåçäîê â îáùåñòâåííîì òðàíñïîðòå â ýòîò ïåðèîä;

âîçäåðæàòüñÿ îò âñòðå÷ ñ ðîäñòâåííèêàìè (äðóçüÿìè), åñëè êòî-òî èç íèõ áîëåí ÎÐÂÈ. Ïðè íåîáõîäèìîñòè òàêîé âñòðå÷è çàùèùàòü îðãàíû äûõàíèÿ ìåäèöèíñêîé ìàñêîé;

ïðè ïîåçäêå â îáùåñòâåííîì òðàíñïîðòå â ïåðèîä ïîäúåìà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ çàùèùàòü îðãàíû äûõàíèÿ ìåäèöèíñêèìè ìàñêàìè.

ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå, â êîòîðîì äîìà íàõîäèòñÿ ðåáåíîê, íåñêîëüêî ðàç â äåíü (íà âðåìÿ ïðîâåòðèâàíèÿ ïåðåâîäèòü ðåáåíêà â äðóãîå ïîìåùåíèå).

ïðîâîäèòü âëàæíóþ óáîðêó äåòñêîé êîìíàòû íå ìåíåå äâóõ ðàç â òå÷åíèå äíÿ;

ïðè ñóõîì âîçäóõå â ïîìåùåíèè íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü óâëàæíèòåëè âîçäóõà, òàê êàê ïåðåñîõøàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà íîñîâûõ õîäîâ òåðÿåò áàðüåðíóþ ôóíêöèþ è íàèáîëåå ïîäâåðæåíà âîçäåéñòâèþ âîçáóäèòåëåé ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèé;

êàê ìîæíî áîëüøå ãóëÿòü íà ñâåæåì âîçäóõå – ýòî óêðåïëÿåò èììóíèòåò è ïðè ýòîì çàðàçèòüñÿ ãðèïïîì ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî;

îáåñïå÷èòü ñåáÿ è ðåáåíêà íîñîâûì ïëàòêîì, îäíîðàçîâûìè íîñîâûìè ïëàòêàìè/âëàæíûìè ñàëôåòêàìè. Åñëè ðåáåíîê äîáèðàåòñÿ äî øêîëû îáùåñòâåííûì òðàíñïîðòîì – îáåñïå÷èòü åãî íà ïåðèîä ïîäúåìà ãðèïïà è ÎÐÂÈ ìåäèöèíñêèìè ìàñêàìè ñ ó÷åòîì ïðàâèë èõ èñïîëüçîâàíèÿ;

â ñëó÷àå çàáîëåâàíèÿ ÎÐÂÈ, äàæå â ëåãêîé ôîðìå, íåîáõîäèìî îñòàòüñÿ äîìà, ïîñêîëüêó çàáîëåâøèé ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì èíôåêöèè, è âûçâàòü âðà÷à, òàê êàê ëåãêèå ôîðìû çàáîëåâàíèÿ ÎÐÂÈ ìîãóò ïåðåéòè â òÿæåëóþ ôîðìó ñ ðàçâèòèåì äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè;

ïðîâîäèòü íàçíà÷åííîå âðà÷îì ëå÷åíèå;

ïðè ïîâûøåíèè òåìïåðàòóðû íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïîñòåëüíûé ðåæèì íåçàâèñèìî îò ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè äî íîðìàëèçàöèè òåìïåðàòóðû òåëà è ñòîéêîãî óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ;

íå ïðèíèìàòü àíòèáèîòèêè è ñóëüôàíèëàìèäû, åñëè îíè íå íàçíà÷åíû âðà÷îì: íà âèðóñ îíè íå äåéñòâóþò è ïðè íåîñëîæíåííîì òå÷åíèè ÎÐÂÈ íå íóæíû;

ïðåäóïðåäèòü ðîäèòåëåé, ÷òî äåòè ñ ïðèçíàêàìè ÎÐÂÈ (íàñìîðê, êàøåëü, óõóäøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ è äð.) ïðè âûÿâëåíèè â õîäå «óòðåííèõ ôèëüòðîâ» áóäóò èçîëèðîâàòüñÿ (ñ ïîñëåäóþùåé ãîñïèòàëèçàöèåé), à äåòè, íå ïðèâèòûå ïðîòèâ ãðèïïà, â ïåðèîä ýïèäåìè÷åñêîãî ïîäúåìà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì äîëæíû ïåðåâîäèòüñÿ íà äèñòàíöèîííîå îáó÷åíèå.

II. Â ïåðèîä ïîäúåìà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ

  ïåðèîä  ïîäúåìà çàáîëåâàåìîñòè  ãðèïïîì  è  ÎÐÂÈ ðóêîâîäñòâî  øêîëû äîëæíî îáåñïå÷èòü:

1.   Ðåãóëÿðíîå   èíôîðìèðîâàíèå  ðîäèòåëåé  î  ìåðàõ  ïðîôèëàêòèêè  ãðèïïà è ÎÐÂÈ ó äåòåé (ñì. âûøå), èíôîðìèðîâàíèå äåòåé î ïðàâèëàõ ãèãèåíû ðóê, â òîì ÷èñëå ïîñðåäñòâîì áåñåä, ðàçìåùåíèåì íàãëÿäíûõ ìàòåðèàëîâ íà èíôîðìàöèîííûõ ñòåíäàõ è ñàéòå øêîëû, ðàçìåùåíèåì èíôîðìàöèè â ðîäèòåëüñêèõ ÷àòàõ.

2.  Îáåñïå÷èòü êîíòðîëü çà ïðîâåäåíèåì ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé â øêîëå (ðàáîòà «óòðåííèõ ôèëüòðîâ» è îïåðàòèâíàÿ èçîëÿöèÿ âûÿâëåííûõ äåòåé ñ  ïðèçíàêàìè  ÎÐÂÈ,  íàëè÷èå  èíôîðìàöèîííûõ  ìàòåðèàëîâ  äëÿ  ñîòðóäíèêîâ, ðîäèòåëåé,   äåòåé   ïî   ïðîôèëàêòèêå   ãðèïïà   è   ÎÐÂÈ,   ïðàâèëàì   ìûòüÿ   ðóê; ñîáëþäåíèå ðåæèìîâ ïðîâåòðèâàíèÿ è óáîðêè ïîìåùåíèé,    íàëè÷èå â ñàíóçëàõ äîçàòîðîâ   ñ   ìîþùèìè   è   äåçèíôèöèðóþùèìè   ñðåäñòâàìè,   ýëåêòðîïîëîòåíåö, êîíòðîëü  çà  ñîñòîÿíèåì  çäîðîâüÿ   ñîòðóäíèêîâ,   îáåñïå÷åííîñòüþ   ñîòðóäíèêîâ ñðåäñòâàìè èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû îðãàíîâ äûõàíèÿ (ìåäèöèíñêèìè ìàñêàìè) ñ ó÷åòîì êðàòíîñòè èõ çàìåíû, ñîáëþäåíèåì îïòèìàëüíîãî òåìïåðàòóðíîãî ðåæèìà â ïîìåùåíèÿõ øêîëû.

3. Ïðèíÿòü ìåðû ïî íåäîïóùåíèþ ê ðàáîòå è ê çàíÿòèÿì ëèö, áîëüíûõ ÎÐÂÈ. Íåìåäëåííî èçîëèðîâàòü äåòåé è ïåðñîíàë ñ ïðèçíàêàìè ãðèïïîïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ íà ìîìåíò ïðèõîäà â äîøêîëüíóþ îáðàçîâàòåëüíóþ îðãàíèçàöèþ, øêîëó èëè çàáîëåâàþùèõ â òå÷åíèå äíÿ îò äðóãèõ äåòåé è ïåðñîíàëà è îòïðàâèòü èõ äîìîé.

4.   Íà ïåðèîä ïîäúåìà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ êëèíèíãîâûå ñîòðóäíèêè, à òàêæå ñîòðóäíèêè ïèùåáëîêà, ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê øêîëû, ñîòðóäíèêè îõðàíû äîëæíû ðàáîòàòü â ìåäèöèíñêèõ ìàñêàõ.

5.  Ïåäàãîãè÷åñêèé ïåðñîíàë äîëæåí íàäåâàòü ìåäèöèíñêèå ìàñêè ïðè îáùåíèè ñ ðîäèòåëÿìè è ðåáåíêîì ñ ïðèçíàêàìè ÎÐÂÈ ïðè åãî âûÿâëåíèè â êëàññå è ïðè ñîïðîâîæäåíèè â èçîëÿòîð.

Íà ïåðèîä ïîäúåìà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ ïðè âîçìîæíîñòè ïåðåâåñòè ó÷åáíûé ïðîöåññ íà êàáèíåòíóþ ñèñòåìó, èñêëþ÷èâ ïåðåìåùåíèå äåòåé ïî êëàññàì è ýòàæàì. Îòìåíèòü óðîêè, âî âðåìÿ êîòîðûõ ó÷àùèåñÿ èç íåñêîëüêèõ êëàññîâ äîëæíû íàõîäèòüñÿ âìåñòå.

Îòìåíèòü ìåðîïðèÿòèÿ, âî âðåìÿ êîòîðûõ ó÷àùèåñÿ èç íåñêîëüêèõ êëàññîâ èëè øêîë íàõîäÿòñÿ âìåñòå â áîëüøèõ ãðóïïàõ â òåñíîì êîíòàêòå (ñïîðòèâíûå ìåðîïðèÿòèÿ, äèñêîòåêè, ñïåêòàêëè, ñëåòû è äðóãèå ìàññîâûå ñîáûòèÿ).

6.      Íå èñïîëüçîâàòü îáùåñòâåííûé òðàíñïîðò äëÿ ïåðåìåùåíèÿ ó÷àùèõñÿ.

7.      Ïðè âûÿâëåíèè â êëàññå ðåáåíêà ñ ïðèçíàêàìè ÎÐÂÈ ðåáåíîê íàïðàâëÿåòñÿ â èçîëÿòîð, êëàññíàÿ êîìíàòà íà ïåðåìåíå ïðîâåòðèâàåòñÿ, ïàðòà, çà êîòîðîé ñèäåë ðåáåíîê, è ñîñåäíèå ïàðòû, äâåðíàÿ ðó÷êà, ðóêîìîéíèê  îáðàáàòûâàþòñÿ äåçèíôèöèðóþùèì ñðåäñòâîì,  ïðîâîäÿòñÿ âëàæíàÿ óáîðêà è êâàðöåâàíèå ñ èñïîëüçîâàíèåì áàêòåðèöèäíîãî îáëó÷àòåëÿ ðåöèðêóëÿòîðíîãî òèïà.

Âûäåëèòü îãðàíè÷åííîå ÷èñëî ñîòðóäíèêîâ äëÿ óõîäà çà áîëüíûìè äåòüìè, ïîêà îíè íàõîäÿòñÿ â èçîëÿòîðå è íå áóäóò îòïðàâëåíû äîìîé.  öåëÿõ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ ãðèïïà ýòè ñîòðóäíèêè äîëæíû îãðàíè÷èòü êîíòàêò ñ äðóãèìè äåòüìè è ïåðñîíàëîì è íàõîäèòüñÿ â ìåäèöèíñêèõ ìàñêàõ è ìåäèöèíñêèõ ïåð÷àòêàõ.

10.     Îáðàáîòêà èçîëÿòîðà ïðîâîäèòñÿ ïî óáûòèè çàáîëåâøåãî ðåáåíêà (äåòåé).

11.     Ïðèíÿòü ìåðû ïî íåäîïóùåíèþ ïåðåîõëàæäåíèÿ äåòåé â ïåðèîä ïðîãóëêè ãðóïïû ïðîäëåííîãî äíÿ, îáåñïå÷èòü âîçìîæíîñòü ïðîñóøêè âåðõíåé îäåæäû è îáóâè äåòåé.

Ïðè ðîñòå çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì äåòè è ïåðñîíàë, ïîäâåðæåííûå âûñîêîé ñòåïåíè ðèñêà âîçíèêíîâåíèÿ îñëîæíåíèé ãðèïïà (íå ïðèâèòûå ïðîòèâ ãðèïïà), äîëæíû îñòàâàòüñÿ äîìà, ïîêà óðîâåíü ïåðåäà÷è ãðèïïà âûñîê.

12.       ïåðèîä ïîäúåìà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÇ ðîäèòåëÿì äåòåé øêîëüíîãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðåêîìåíäîâàòü ñëåäóþùåå.

Ïðèíèìàòü ìåðû ïî ïîâûøåíèþ ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ðåáåíêà ê ÎÐÂÈ, ñîáëþäàòü ïðèíöèï çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, ÷òî âêëþ÷àåò â ñåáÿ:

çäîðîâîå îïòèìàëüíîå ïèòàíèå – ïèòàíèå (âêëþ÷àÿ ïîòðåáëåíèå äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ïèòüåâîé âîäû õîðîøåãî êà÷åñòâà), êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò ðîñò, íîðìàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ åãî çäîðîâüÿ;

äîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó ðåáåíêà;

çàêàëèâàíèå – ñèñòåìà ïðîöåäóð, ñïîñîáñòâóþùèõ ïîâûøåíèþ ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ê íåáëàãîïðèÿòíûì âîçäåéñòâèÿì âíåøíåé ñðåäû, âûðàáîòêå óñëîâíî-ðåôëåêñíûõ ðåàêöèé òåðìîðåãóëÿöèè ñ öåëüþ åå ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ. Ïðè çàêàëèâàíèè âûðàáàòûâàåòñÿ óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ðåáåíêà ê îõëàæäåíèþ è òåì ñàìûì òàê íàçûâàåìûì ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì.

Ðîäèòåëÿì ðåêîìåíäóåòñÿ ðåãóëÿðíî ïðîâîäèòü âëàæíóþ óáîðêó è ÷àñòî

ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå, ãäå ïðîæèâàåò ðåáåíîê, à òàêæå íåîáõîäèìî îáåççàðàæèâàòü âîçäóõ ñ ïîìîùüþ ðàçðåøåííîãî äëÿ ýòîé öåëè îáîðóäîâàíèÿ.

Åæåäíåâíî ãóëÿòü ñ ðåáåíêîì íà ñâåæåì âîçäóõå; ïåøèå ïðîãóëêè ïîçâîëÿþò ïîâûñèòü óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì.

Îðãàíèçîâàòü ðàöèîíàëüíûé ðåæèì ïèòàíèÿ, òðóäà è îòäûõà ðåáåíêà ñîîòâåòñòâåííî åãî âîçðàñòó.

Ñëåäèòü çà ãèãèåíîé ðåáåíêà, òùàòåëüíî ìûòü ðóêè ñ ìûëîì ïîñëå ïîñåùåíèÿ îáùåñòâåííûõ ìåñò, ïî âîçâðàùåíèè äîìîé, ïîñëå ïîñåùåíèÿ ñàíèòàðíûõ êîìíàò è ïåðåä ïðèåìîì ïèùè.

Îáó÷èòü ðåáåíêà ïðàâèëàì «ðåñïèðàòîðíîãî ýòèêåòà» (çäîðîâûì íå êàñàòüñÿ ðóêàìè íîñà, ðòà è ãëàç, à áîëüíûì íå ïîñåùàòü îáùåñòâåííûå ìåñòà áåç ìåäèöèíñêèõ ìàñîê, êàøëÿòü è ÷èõàòü â íîñîâûå ïëàòêè, æåëàòåëüíî îäíîðàçîâûå, èëè ïðè èõ îòñóòñòâèè — â ñãèá ëîêòÿ).

 ïåðèîä ïîäúåìà çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ èçáåãàòü ìåñò ìàññîâîãî ñêîïëåíèÿ ëþäåé, ïðè íåîáõîäèìîñòè ïîñåùåíèÿ ìíîãîëþäíûõ ìåñò ñòàðàòüñÿ ñîáëþäàòü äèñòàíöèþ â 1 ì, îáåñïå÷èòü ñåáÿ è ðåáåíêà ñðåäñòâîì èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû – ìåäèöèíñêîé ìàñêîé, çàùèùàþùåé íîñ è ðîò.

Читайте также:  Скачать ролик про грипп

13. Ïðè ðîñòå çàáîëåâàåìîñòè ãðèïïîì è ÎÐÂÈ ðóêîâîäñòâî øêîëû â öåëÿõ ïðåðûâàíèÿ öèðêóëÿöèè ðåñïèðàòîðíûõ âèðóñîâ ñðåäè ó÷àùèõñÿ è íåäîïóùåíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ìàññîâûõ î÷àãîâ ãðèïïà è ÎÐÂÈ â øêîëàõ äîëæíî îáåñïå÷èòü ñâîåâðåìåííîå ââåäåíèå îãðàíè÷èòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé, â òîì ÷èñëå ïðèîñòàíîâëåíèå ó÷åáíîãî ïðîöåññà â øêîëàõ, îòìåíó ìàññîâûõ êóëüòóðíûõ è ñïîðòèâíûõ ìåðîïðèÿòèé.

Источник

Дети чаще взрослых болеют различными простудными заболеваниями и гриппом. Причина кроется в незрелости детского иммунитета — системы защиты от болезней. Чем слабее иммунитет человека, тем выше вероятность развития заболевания и его осложнений. Профилактика гриппа у детей — это эффективный комплекс мероприятий, которые помогут защитить здоровье малышей от опасного вируса.

Какие меры необходимо предпринять, чтобы не допустить развития болезни у ребёнка? Какие методы профилактики гриппа и ОРВИ для детей считаются лучшими? Ознакомьтесь с нашей статьёй и вы найдёте ответы на волнующие вопросы.

Содержание статьи

  1. Что такое грипп?
  2. Отличительные симптомы гриппа
  3. Методы профилактики гриппа у детей
  • Профилактика заражения
  • Укрепление детского иммунитета
  1. Памятка профилактики гриппа для детей

Что такое грипп?

Грипп — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызванное специфическим вирусом. Болезнь протекает тяжело, характеризуется острым началом с признаками интоксикации: высокой температурой, головной болью, а также ломотой в мышцах и суставах.

Вирус передаётся следующими способами:

  • воздушно-капельным путём: распространение гриппа происходит через мельчайшие капельки с вирусами, которые разбрызгивают заболевшие люди во время кашля и чихания. Больной заразен с первых часов заболевания и до 5-7 дня болезни;
  • контактно-бытовым, через предметы общего пользования: дверные ручки, кнопки лифта, поручни в транспорте;
  • через недостаточно обработанную пищу.

Попадая в дыхательные пути, вирус проникает внутрь клеток. Затем материал гриппа внедряется в клеточное ядро, и клетка сама производит новые вирусы. После повреждения значительного числа клеток, вирус проникает в кровь и разносится по всему организму.

Грипп — агрессивная и очень опасная болезнь, приводящая к тяжёлым осложнениям: пневмонии, гаймориту, поражению сердца и сосудов, менингиту, энцефалиту, а в запущенных случаях и к летальному исходу.

Отличительные симптомы гриппа

Начало у гриппа всегда бурное, можно указать даже время, когда вы или ребёнок почувствовали недомогание.

  • Высокая температура (до 39-40°С) — первый симптом, сигнализирующий о заболевании гриппом. Резкий скачок температуры сопровождается ознобом, ребёнок жалуется на чувство холода и дрожь в теле.
  • Сильная слабость, сонливость. Во время борьбы с вирусом организм малыша тратит много энергии, поэтому часто у ребёнка нет сил даже встать с постели, ему постоянно хочется спать. Он выглядит вялым и отказывается от еды.
  • Головная боль и головокружение. Голова болит и кружится из-за негативного воздействия продуктов жизнедеятельности болезнетворных микроорганизмов. Малыш жалуется на боль в висках.
  • Ломота в суставах и мышцах — следствие высокой температуры.
  • Покраснение глаз. Появляется боль при движении глазных яблок и светобоязнь.
  • Кашель и дискомфорт в грудной клетке. Часто на вторые сутки болезни появляется мучительный сухой кашель и сильная боль в груди.
  • Насморк и заложенность носа, как правило, возникают также на второй день после начала гриппа, их проявления слабо выражены — это необильные выделения слизи, затруднённое дыхание, снижение обоняния.
  • Рвота, судороги, учащённое сердцебиение, нехватка воздуха, понос. Перечисленные проявления возникают при тяжёлых формах гриппа.

Необходимо отметить, что существует ещё такая разновидность вируса, как кишечный грипп у детей (ротавирусная инфекция). Отличается следующими признаками:

  • высокая температура (38-39°С),
  • тошнота,
  • слабость,
  • боль в области живота,
  • обезвоживание, полная потеря аппетита.

Как защитить неокрепший детский организм от опасного вируса?

Методы профилактики гриппа у детей

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы уберечь своего малыша от вирусов, и старается подобрать для этого эффективные способы профилактики. Известно, что одно из главных правил: меньше контактов — меньше риск заболеть. Однако профилактика для детей против гриппа не ограничивается этим важным принципом, существует целый комплекс мероприятий.

Можно выделить такие основные способы профилактики гриппа и ОРВИ у детей:

  • профилактика заражения — исключение контакта ребёнка с источниками вирусов;
  • различные способы укрепления детского иммунитета.

Теперь рассмотрим каждый из методов более подробно.

Профилактика заражения

Универсального средства защиты детей от гриппа, к сожалению, не существует. Вирусы гриппа каждый год мутируют и создают новые типы, к которым восприимчив человеческий организм на протяжении всей жизни. Здоровые люди излечиваются от этого заболевания без особых проблем, а люди с ослабленным иммунитетом, особенно дети, имеют высокий риск серьёзных осложнений. Очень важно минимизировать этот риск и не допустить развития болезни, путём профилактики заражения.

  1. Промывайте нос раствором с морской солью.

Это проверенный способ профилактики гриппа у детей, который уменьшает концентрацию болезнетворных микроорганизмов в носовых ходах. Ежедневно закапывайте в нос малышу солевой раствор.

Безопасное и эффективное средство — проверенный препарат Сиалор Аква. Это стерильный изотонический раствор морской воды в удобных контейнерах. Промывайте нос малышу препаратом Сиалор Аква до и после прогулок и посещения общественных мест, и вы надёжно защитите ребёнка от вирусов.

  1. Исключите контакты ребёнка с заражёнными людьми в период эпидемии гриппа.

Больной человек — это основной источник заражения вирусом. Опасные для малыша контакты чаще всего происходят в местах, где находится много людей: детском саду, школе, магазинах, транспорте. Посещение дошкольных и общеобразовательных учреждений отменить невозможно. Но от развлекательных мероприятий в людных местах с ребёнком лучше вовсе отказаться и ограничить проезд на общественном транспорте.

В период повышенной заболеваемости гриппом отложите профилактический осмотр младенца у педиатра. В случае, если посещение — вынужденная необходимость, то вести малыша необходимо обоим родителям: например, папа занимает очередь и ожидает её, мама в это время гуляет с ребёнком на улице. Так вы минимизируете контакты с заражёнными людьми.

  1. Пользуйтесь одноразовыми медицинскими масками — барьерным средством защиты на путях распространения гриппа.

При их использовании необходимо учитывать следующие моменты:

  • маску нужно тщательно закрепить, плотно закрыть ею рот и нос, не оставляя зазоров;
  • менять это средство защиты нужно по мере увлажнения. Иначе маска теряет свою защитную функцию и становится рассадником болезнетворных микроорганизмов;
  • маска предназначена для ношения в местах массового скопления людей, ношение её на улице нецелесообразно.
  1. Проветривайте и увлажняйте воздух в детской комнате.

Не секрет, что вирусы хорошо сохраняют свою жизнеспособность в условиях тёплого, неподвижного воздуха. Сухой воздух — главный союзник гриппа! Регулярное проветривание (до 6 раз в день по 10-15 минут) и проведение влажной уборки помогает снизить риск заражения.

Также обратите внимание, что в период вирусных заболеваний желательно убирать из детской мягкие игрушки и ковры, так как они являются активными пылесборниками.

  1. Следите за гигиеной малыша.
Читайте также:  Как быстро вылечить грипп и горло

Важно мыть руки с мылом после возращения с улицы, потому что инфекцию очень легко занести в организм с грязных рук. Используйте влажные гигиенические салфетки, если отсутствует возможность помыть руки.

В случае болезни одного из членов семьи, у него должны быть отдельные предметы личной гигиены, посуда, полотенца и постельное бельё. Ограничьте контакт ребёнка с больным.

  1. Противовирусные препараты.

Данные медикаменты, обладающие направленным действием на вирусы, также относятся к эффективным профилактическим мерам. Однако помните, что определённый препарат воздействует на конкретный вид вируса, поэтому назначать и определять дозировку должен педиатр, учитывая возраст малыша, проявление аллергических реакций, наличие возможных противопоказаний и ограничений. Только квалифицированный врач определяет, что лучше принимать ребёнку для профилактики гриппа.

Обратите внимание, что при лечении гриппа не назначают антибиотики! Врач может прописать эти препараты только в случае возникновения осложнений, когда присоединилась бактериальная инфекция.

Самостоятельное назначение медикаментов малышу может оказаться неэффективным и даже опасным.

Укрепление детского иммунитета

Укрепляя детский иммунитет, родители уменьшают риск заражения гриппом. Рассмотрим комплекс мер, усиливающих защитные свойства организма малыша:

  • Увлажнение слизистых оболочек носа.

Регулярно увлажняйте слизистую носа ребёнка растворами, в которых содержится морская соль. Используйте проверенные и безопасные препараты, например, Сиалор Аква. Морской водой легко очистить и увлажнить носик малыша.

  • Правильное питание.

Детское питание необходимо по максимуму сбалансировать и разнообразить, обязательно включить витамины и минералы. В рационе должны присутствовать блюда из свежих овощей и фруктов. Полезны лук и чеснок. Для формирования хорошего иммунитета также важны кисломолочные продукты, которые нормализуют микрофлору пищеварительной системы. Следует ограничить потребление жареной, копчёной пищи и сладостей. Исключите «перекусы» между основными приёмами пищи.

Обратите внимание на важное правило: не заставляйте ребёнка кушать, если он сыт и отказывается от еды. Малышу нужно съедать столько пищи, сколько необходимо на возмещение затрат энергии. Ребёнок не может обладать хорошим иммунитетом, если он постоянно переедает.

  • Здоровый сон.

Здоровый детский сон очень важен для укрепления иммунитета ребёнка. Продолжительность сна зависит от возраста.

Возраст ребёнка Средняя суточная потребность во сне
до 3 месяцев 16-20 часов
6 месяцев 15 часов
1 год 14 часов
2 года 13 часов
4 года 12 часов
6 лет 10 часов
12 лет 9 часов

Необходимо определить и строго соблюдать режим сна: старайтесь ежедневно укладывать малыша в одно и то же время. Обязательно проветривайте и увлажняйте воздух в детской комнате, особенно перед сном. Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, гимнастика содействуют здоровому детскому отдыху.

  • Регулярное закаливание.

Существует целый комплекс закаливающих процедур, эффективность которых доказана временем. Основное правило — это постепенность и регулярность. Важно начинать и проводить закаливание, когда ребёнок здоров.

К закаливающим процедурам относятся:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду;
  • солнечные ванны — витамин D, получаемый от неактивного солнца, помогает укрепить иммунитет;
  • воздушные ванны — до или после дневного сна;
  • хождение босиком летом по траве и песку, в холодное время года — по ортопедическим коврикам дома;
  • обтирание — после пробуждения и купания;
  • душ — утром и/или вечером, перед сном;
  • обливание — после солнечных ванн или гимнастики;
  • купание в прохладной воде — перед сном;
  • плавание в бассейне, водоёмах, море;
  • гимнастика и физические нагрузки, спустя 30 минут после приёма пищи.

Старайтесь чаще бывать с ребёнком на природе. Поощряйте активные игры, почаще гуляйте на свежем воздухе, ежедневно занимайтесь утренней гимнастикой, проветривайте и проводите влажную уборку в детской. Результат не заставит себя долго ждать — крепче станет не только малыш, но и семья в целом.

  • Витаминно-минеральные комплексы.

Для профилактики гриппа и ОРВИ у детей необходимы витамины. Их недостаток в пище можно восполнить приёмом витаминных комплексов. Но необходимо учитывать тот факт, что поливитаминные препараты малышам нужно давать только в формах, предназначенных для детей. Избыток витаминов так же опасен, как их недостаток.

  • Вакцинация против гриппа.

Одной из самых успешных мер профилактики гриппа не только у взрослых, но и у детей в детском саду и школе является прививка. Вирус гриппа каждый год меняется, поэтому вакцинацию нужно проходить каждую осень, начиная с октября. Это необходимо, ведь риск заразиться в детском саду, школе и транспорте у ребёнка очень велик. Прививка не даёт гарантии, что малыш не заболеет, но даже если заражение произойдёт, грипп будет протекать в лёгкой форме.

Учитывайте тот факт, что каждая из современных вакцин имеет ограничения и побочные действия. Поэтому подбирать вакцину и дозу для каждого ребёнка должен квалифицированный врач.

  • Применение иммуностимуляторов.

Большинство иммуностимуляторов действует на выработку иммунной системой интерферонов — белков, которые затрудняют размножение вирусов. В результате детский организм эффективнее реагирует на атаку гриппа, снижается риск заболеть.

Но самостоятельно назначать ребёнку иммуномодуляторы не стоит. Некоторые препараты наоборот могут вызвать истощение детского иммунитета, заставляя его работать в усиленном режиме. Назначать иммуностимуляторы может только врач после иммунологического обследования.

Памятка профилактики гриппа для детей

Вирус гриппа для детей особо опасен, ведь малыши более восприимчивы к болезни по причине незрелого иммунитета. Не допустить заражения малыша поможет соблюдение основных профилактических мероприятий. Чтобы вам было удобно ориентироваться, мы составили памятку профилактики, которую вы также можете скачать:

Профилактика гриппа и ОРВИ для детей: памятка родителям

  • Грипп передаётся воздушно-капельным путём, когда больной чихает, кашляет, говорит. Исключите контакты детей с людьми, у которых наблюдаются симптомы простуды.
  • Объясните детям, что недопустимо прикасаться грязными руками к носу и рту. После посещения общественных мест обязательно мыть руки с мылом.
  • В период эпидемии гриппа откажитесь от походов с детьми в людные места (магазины, на развлекательные мероприятия).
  • Регулярно промывайте нос ребёнку растворами, содержащими морскую соль, например Сиалор Аква.
  • Проводите частые проветривания и влажную уборку дома.
  • Научите детей прикрывать нос и рот платком, когда они чихают и кашляют.
  • Закаляйте ребёнка, ежедневно проводите время на свежем воздухе, ведите активный образ жизни.
  • Для здоровья важен полноценный сон и правильное питание. Высыпайтесь и старайтесь употреблять только здоровую и сбалансированную пищу, не переедайте.
  • Своевременная вакцинация — эффективное средство профилактики гриппа.

Лучшая профилактика гриппа и ОРВИ для детей — это здоровый образ жизни и, формирование полезных привычек у каждого члена семьи. Если вы возьмёте за правило ежедневные прогулки с детьми на свежем воздухе, правильное и умеренное питание, активный отдых, закаливающие процедуры и регулярную гимнастику, то риск заболеть будет сведён к минимуму.

Здоровья вам и вашим детям!

Опубликовано при поддержке RENEWAL. АО ПФК Обновление.
Была статья полезна? Оцените:

Источник